Звонок

Стратегия борьбы с современной наркоситуацией на уровне субъекта РФ

Стратегия борьбы

Актуальность борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков диктуется той острой ситуацией, при которой Россия стала не только потребителем наркотических средств, но и их производителем, и зоной транзита. В ответ на наркоагрессию, которой подверглось российское общество и государство, необходимо повсеместно придать новое качество антинаркотической работе. Новыми свойствами этой работы должны стать наступательность, постоянство инициатив, опора на общество и науку.

Стратегия противодействия наркомании как опасному деструктивному социальному явлению должна охватывать вопросы теории и практики антинаркотической работы на всех уровнях, основываться на научной методологии, иметь направления продуманных результативных действий.

Отталкиваясь от теоретического аспекта проблемы, методологию противодействия дальнейшей наркотизации российского общества видится необходимым выстроить на региональном уровне по следующим направлениям:

Определение целей

Задач, ресурсов антинаркотической деятельности в субъекте Российской Федерации. В качестве целей являются первоначально снятие эпидемического характера наркоситуации в конкретном регионе и его городах, а затем минимизация количества активных наркоманов и наркопреступности. При этом, в решение задач для достижения обозначенных целей входят целенаправленная борьба с предложением незаконных наркотиков и систематическая, превентивная, комплексная работа по предупреждению спроса на наркотические средства. Ресурсы данного противодействия с учетом многогранности наркопроблемы должны быть материальными, правовыми, финансовыми, организационными, кадровыми, информационными, т. е. многосторонними.

Формирование действенной региональной (республиканской, областной) антинаркотической системы

Ядро этой системы должно составлять региональное (республиканское, областное) правительство – исполнительная власть субъекта РФ с четкой позицией реальной борьбы с наркопотреблением.

Для этого региональные правительства должны иметь компетентных сотрудников, способных осуществлять антинаркотическое управление на территории субъекта. Правительство субъекта РФ, возглавляющее систему исполнительных органов власти региона, располагает возможностями и ресурсами (административными, финансовыми, организационными, управленческими, контрольными и др.) для объединения усилий всех региональных сил в проведении рестриктивной (ограничительной) антинаркотической политики на подведомственной территории.

Наряду с правительством, региональную антинаркотическую систему органично должны дополнять районные и городские администрации, общественные организации, средства массовой информации, правоохранительные органы и силовые структуры, образовательные, медицинские учреждения, функционально связанные с антинаркотической работой. В городах и районах при администрациях целесообразно создание межведомственных координационных Советов (Центров) по противодействию наркомании и незаконному обороту наркотиков с целью повышения эффективности и координации действий органов местного самоуправления, правоохранительных органов, СМИ, образовательных учреждений и органов здравоохранения.

Разработка идеологических основ противодействия незаконным наркотикам

Идейная составляющая стратегии борьбы с наркоманией должна быть нацелена на создание антинаркотического климата в обществе, повсеместного неприятия наркотиков и объединение на этой основе всех здоровых сил региона. Это отвечает социальным ценностям, которые заслуживают защиты: здоровье народа, развитие молодежи, общественный порядок и безопасность, культура и др. Одновременно, надо достичь такой атмосферы в обществе, при которой наркоманы и организаторы наркобизнеса будут реально чувствовать жесткость населения и власти по отношению к незаконному потреблению наркотиков и противоправной деятельности.

Идеология противодействия наркотикам и незаконному их обороту включает и такое важное направление, как отпор сторонникам движения за легализацию наркотиков.

С учетом существующего политического аспекта борьбы в области наркополитики руководители регионов и городов должны четко представлять объективную необходимость формирования новых подходов в трудной, неустанно кропотливой антинаркотической деятельности, ибо быстрого решения наркопроблемы просто нет. На сомнительный аргумент свободы человека в демократическом обществе, который зачастую приводят легализаторы, а также на требования о либеральной наркополитике, необходимо умело противопоставлять истинное понимание демократии, предусматривающей обязанности, определенные ограничения и исполнение закона. Требование безопасности для всех членов общества должно получать абсолютный и безграничный характер. Идейная составляющая борьбы с наркотиками усиливается тем аргументом, когда все, что причиняет прямой вред индивиду и обществу, должно быть изъято из сферы индивидуальной свободы и отнесено к сфере закона.

В связи с обозначенным, важнейшим аспектом в данном направлении стратегии должно стать антинаркотическое воспитание. Приобретая при современной наркоситуации в субъектах РФ особую актуальность, данная форма воспитательно-профилактического воздействия на личность способствует:

вытеснению наркотиков из сознания социализирующихся поколений (детей и молодежи);

формированию способности четкого освоения нравственных ценностей, позитивного восприятия антинаркотического законодательства и социальных норм поведения.Создание регионального антинаркотического менеджмента – модели управления антинаркотической деятельностью на региональном и местном уровнях. Антинаркотический менеджмент представляет систему результативного управления со стороны руководства административно-территориального образования эффективностью борьбы с наркотиками территориальных управлений (отделов) милиции, территориальных органов здравоохранения, образовательных учреждений и других официальных структур, отвечающих за реализацию этого направления государственной политики.

  • Поэтому правительству субъекта РФ необходима структура из минимального количества сотрудников для осуществления ежедневного текущего антинаркотического управления нижестоящими органами исполнительной власти. Такой специалист – антинаркотический менеджер нужен в каждом муниципальном образовании, в каждом органе исполнительной власти.
  • Подготовку управленцев для антинаркотической работы сегодня осуществляет Санкт-Петербургский государственный университет по разработанной двухгодичной магистерской программе на кафедре конфликтологии философского факультета.

Следует отметить стратегический выигрыш, который получает городская и региональная власть – это наличие кадров, способных организовать качественное решение задач борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков. Важным ответственным шагом со стороны администраций должно стать направление на учебу в СПбГУ людей, заинтересованных в подобной работе.

Усиление правового регулирования противодействия наркомании

Данный аспект должен получить свое отражение следующим образом, например:

Развертывание широкой антинаркотической информационно-разъяснительной работы среди населения городов и районов с охватом различных социально-возрастных категорий. В данном направлении очень важно, чтобы власть на всех уровнях постоянно и неуклонно демонстрировала свое нетерпимое отношение к наркотикам. Реальность сегодняшней наркоситуации диктует потребность углубления знаний о воздействии наркотических средств на мозг, сознание человека, его умственное и физическое здоровье.

Эти знания практически нужны не только подросткам и молодежи, но и родителям, педагогам, социальным работникам, специалистам других сфер, которые тем или иным образом связаны с проблемой незаконных наркотиков. То есть, в современных условиях наркоагрессии нужен своего рода антинаркотический всеобуч. Позитивную роль сыграет и усиление правовоспитательной составляющей образовательного процесса как в системе общего, так и высшего образования. Это позволит воздействовать на эмоционально-волевую составляющую личности, развить оценку собственного призвания, самовыражения и укрепить гражданское и правовое сознание.

Построение тесного взаимодействия власти и общества в антинаркотической работе

Власть должна использовать заинтересованность общественных институтов, гражданские инициативы и поддерживать родительские, женские, молодежные, другие неправительственные и некоммерческие организации, которые участвуют в общем противодействии наркомании.

Значительный потенциал общества позволяет развивать разнообразные способы взаимодействия людей и формировать достаточно мощный ресурс государственной политики по контролю за наркотиками.

Выработка активных форм противодействия

Наркомании с учетом культурно-национальных особенностей региона. Не претендуя на полноту предложений по актуальным формам противодействия незаконным наркотикам, следует расширить и укрепить такие формы, как:

Контроль наркоситуации на всех уровнях

 Для контроля антинаркотической деятельности территориальных районных, городских администраций правительство субъекта РФ должно располагать критериями фактических показателей наркоситуации, оценку которой могут составить:

Сотрудничество по обмену опытом и развитию антинаркотической деятельности в регионе

Обозначенное направление в общей стратегии полезно как в общероссийском, так и международном аспектах. Кроме этого, информационный обмен практической антинаркотической деятельностью способствует улучшению наркоситуации в целом по федеральному округу. В настоящее время для городов субъекта РФ имеется реальная возможность обогатить свой опыт и наработки по противодействию незаконным наркотикам путем ознакомления с деятельностью международной и российской ветви городов, являющихся членами международной некоммерческой организации «Европейские города против наркотиков» (ECAD), а также возможностью вступления города субъекта РФ в ECAD.

Таким образом, наличие политической воли регионального руководства в сочетании с умелой организацией эффективного противодействия наркотикам и консолидацией всего регионального сообщества позволит на основе метода общих действий на опережение наркопреступности иметь тот результат в разрешении сложной социальной проблемы, который заслуживает цивилизованное общество.

Автор: Фролова Н.А. Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации.

  • обновление региональных нормативных правовых актов в части реализации антинаркотической политики на территории субъекта РФ;
  • закрепление полномочий правительства субъекта в антинаркотической деятельности в Законе о правительстве субъекта РФ и Положении о региональном правительстве;
  • внесение дополнений и изменений в Положения об отраслевых комитетах региональных правительств либо разработка новых Положений с постановкой конкретных целей и ответственности в сфере деятельности, связанной с противодействием наркомании и незаконному обороту наркотиков;
  • утверждение Законом субъекта стратегического плана (программы) антинаркотической политики на направлениях социально-экономического развития региона; и др.
  • раннее выявление наркопотребителей путем тестирования учащихся и студентов в образовательных учреждениях (школах, вузах);
  • профилактика наркомании на производстве (крупные промышленные объекты, уникальные комплексы, предприятия с особо сложной технологией) на основе имеющейся нормативно-правовой базы введением профосмотров производственного персонала на наркотические вещества;
  • развитие социальной рекламы;
  • всемерное укрепление института семьи, ее статуса, поддержка молодых семей;
  • развитие молодежного волонтерского движения по культурно-досуговой работе среди детей и подростков с учетом национально-исторических и народных традиций региона;
  • укрепление городской и региональной (республиканской, областной) наркологической службы, ее диагностической и материальной базы; и др.
  • число выявленных несовершеннолетних на ранней стадии потребления наркотиков и их доля к общему количеству граждан данной категории;
  • количество наркопотребителей, выявленных в ходе диспансеризации юношей при первоначальной постановке на воинский учет и при проведении призывной комиссии;
  • число выявленных фактов рекламы и пропаганды наркотиков в СМИ с анализом практики применения КоАП РФ (ст. 6.13);
  • число предупрежденных наркопреступлений и доля привлеченных к административной ответственности несовершеннолетних за нарушение КоАП РФ (ст.ст.6.8, 6.9, 20.20, 20.21);
  • число лиц, лишенных водительских удостоверений за управление автомашиной в состоянии наркотического опьянения;
  • количество обвинительных приговоров в отношении лиц, привлеченных к уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков на территории субъекта РФ;
  • рост цен на наркотики на нелегальном рынке;
  • характеристика доступности наркотических средств в городе, районе, муниципальном образовании.

На страницах нашего сайта, Вы можете ознакомиться с нашей программой реабилитации «ВЕРШИНА». Получить бесплатную консультацию в разделе "вопрос/ответ ",проконсультироваться по вопросам лечения наркомании, либо лечения алкоголизма по телефону.

РЦ «Вершина»
РЦ «Вершина»
Стратегия борьбы с современной наркоситуацией на уровне субъекта РФ 2004-11-16T17:50:00 Стратегия борьбы

Бесплатная консультационная помощь

Свяжитесь с нами и мы детально разберем вашу ситуацию и подберем оптимальные варианты помощи!
ул. Б. Новодмитровская, д. 14 стр. 2 офис 512
Режим работы: круглосуточно
+7 (499) 450-52-32
Звоните круглосуточно. Бесплатно. Анонимно.
В субботу и воскресенье консультации проводятся по предварительной записи.